Мы дети военных лет…

20.04.2020

Когда началась война, в нашей семье  Садковых было две девочки, ждали рождения третьего ребенка. Моего отца Александра  отправили на фронт, а семья  переехала  в поселок Алексеевка Саратовской области, где я и родилась в январе 1942 года. Мы не слышали бомбежек, но женщины собирались и плакали, когда  кому – то присылали похоронки о гибели отцов. Нам же, письма не приходили, мама ничего все годы войны не знала о судьбе отца.

И вот осенью, 1945 года на пороге нашего маленького домика неожиданно появился какой – то дяденька: обросший, в солдатской форме, контуженный, глухой, больной. Он в первый раз увидел меня, а я его,  вначале я его даже боялась.

В июле 1947 года отец смог перевезти  нас в Чебоксары. В послевоенные годы в семье появилось еще трое детей, и нас стало шестеро – пять девочек и один мальчик, которого папа любил и баловал.

В 1949 году я пошла в первый класс в женскую школу № 3 на улице Калинина в городе Чебоксары. Из какой – то грубой ткани мама сшила мне сумочку для букваря и тетрадей,  и школьную форму. Мне казалось, что я была самая красивая ученица с белым воротничком и манжетами и с челочкой, как у мальчика.

Вся наша семья, восемь человек, жила в одной комнате и, при этом, у нас любили играть  и учить уроки подружки. С ними мы до сих пор  дружим и общаемся.

В Доме пионеров я посещала кружок кройки и шитья, занималась гимнастикой и акробатикой в «Динамо».

Учебники мы берегли и передавали от старших младшим, а недостающие книги покупали сами. Приходилось ездить за  Волгу собирать грибы, ландыши, щавель, дикий лук и продавать на рынке, чтобы купить книги, тетради.

Однажды отец дал мне тетрадь, читая его записи, я узнала о его трудных военных случаях: как их гнали по этапу в плен, как они группой сумели бежать по  украинским лесам и хатам. В одной хате их застал полицай, которого им пришлось убить, чтобы бежать дальше. Так отец сумел спастись и вернуться с фронта.

В послевоенные годы жилось голодно, холодно и бедно. В основном все жили так, а мы, дети, все равно оставались веселыми, шустрыми и смелыми. Однажды в школе нам оказали помощь: дали на всех девочек одну пару мальчиковых ботинок. И мы были счастливы, носили их по очереди в школу, чистили до блеска, берегли.

В 1958 году умер папа, ему было всего 47 лет. Маме было тяжело, но всех детей она вывела в люди, никто не свернул с правильного пути, все получили достойное образование.

Давным  - давно закончилась война,

Но никогда не заживают раны.

Тревожат память сердце ветерана,

И возвращает в прошлое она…

 

Из воспоминаний Нины Захаровой, учителя начальных классов, «Отличника народного просвещения РФ»,  ветерана педагогического труда.

 

arrow_upward