Это страшное слово «война»…

21.04.2020

До Великой Отечественной войны мы жили в селе Семьяны Воротынского района Нижегородской области. У нас было свое хозяйство: земля, огород, сад, хороший пятистенный дом на две семьи. За домом большой двор, в котором держали корову, овец, поросят, кур, гусей. У нас даже была своя лошадь по кличке Егорка. Ничто не омрачало мирную, спокойную, счастливую жизнь.

Все оборвалось в 1941 году. Началась Великая Отечественная война. Мне было 6 лет. Когда я вспоминаю эти страшные военные годы, слезы наворачиваются на глаза. Отца забирают на фронт. Все были в отчаянии. Помню последние слова отца, обращенные к маме: «Шура, береги детей!».

В селе оставались одни женщины и старики. Женщин посылали рыть окопы ближе к Васильсурску. Было голодно. И, хотя держали  кур, овец, корову – яйца, молоко, масло, мясо сдавали государству, а себе оставляли одни потроха, ушки да ножки. Нас спасал огород и корова.  А еще, только сойдет весной снег с полей, мы, ребятишки, бежали собирать хвощ, корешки растений, которые выкапывали и ели. Собирали крахмал с картофельных полей, ходили на луга за диким луком, а осенью, после сбора урожая, собирали на полях оставшиеся колоски. Печку топили хворостом, за которым ездили в лес на санках за 4 км. Дедушка плел лапти, в которых мы ходили. Мама и бабушка из овечьей шерсти вязали носки и варежки. Все отправляли на фронт. Был лозунг: «Все для фронта, все для победы!».

Никогда не забуду, как в 1942 году принесли извещение, что наш отец, Болотнов Петр Васильевич, 1910 г.р. уроженец с. Семьяны Воротынского района Горьковской области , младший сержант, в бою за Социалистическую родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 7 июля 1942 года. Похоронен на поле боя в деревне Дубровка Думинического района Смоленской области. Не передать словами, что мы тогда испытали и пережили. Помню, как в наше село приходили похоронки, как все вместе плакали. Кто – то возвращался с фронта без ноги, без руки, а мы им завидовали, что они вернулись домой, хоть и инвалидами. А нам больше некого было ждать…

В школе, мы с сестрами учились хорошо. Тетрадей, бумаги не было, писали на старых книгах между строк, старались!

Хорошо запомнился день 9 мая 1945 года.  Мы были все дома, услышали какие – то крики на улице, выглянули в окно. Видим, как люди выбегают на улицу и что – то кричат. Мы тоже выбежали и слышим: «Победа! Победа! Война кончилась!» Зайдя в дом, мы с мамой горько плакали, понимая, что наш отец никогда к нам не вернется…

С тех пор 9 мая стал для нас праздником со слезами на глазах.

И после окончания войны не было нам сладко без отца. Мама работала в колхозе, а мы старались хорошо учиться, чтобы получить образование и устроиться на работу, где хоть немного платят.

Я хотела быть экономистом, поехали с мамой в Нижний Новгород подавать документы в Промышленно – экономический техникум. Меня брали без экзаменов, т.к. я закончила 7 классов с Похвальным листом. Но, в этот год поступило много ребят из детского дома, поэтому мест в общежитии не было, а платить за квартиру маме было нечем.  Мы вернулись домой, и я поступила в Ядринское педучилище, где на 4 –м курсе училась моя сестра Валя. Мы с ней старались учиться на 4 и 5 , чтобы не лишиться стипендии. Каждую субботу ходили пешком из Ядрина до Семьян 18 км, а в воскресенье, набрав продуктов на неделю,  возвращались в Ядрин.

После окончания педучилища приехала в Чебоксары, работала пионервожатой в школе № 22, затем учителем начальных классов в школах № 11 и № 20. Всю свою жизнь я посвятила своей любимой профессии и детям. За долголетнюю и безупречную работу мне присвоено звание «Ветеран труда РФ».

Из воспоминаний

Нины Петровны Паниной,

ветерана педагогического труда г. Чебоксары

arrow_upward