Война отняла у нас детство…

22.04.2020

В августе 1939 года мне было 8 месяцев, когда отца мобилизовали в Красную Армию, а с декабря 1941 года  он считался пропавшим без вести. Моя мама получила от него последнее письмо из города Житомир, когда началась война. Я выросла без отца.

Моя мама,   Серафима Яковлева, осталась с  тремя детьми (5 лет, 3 года и 8 месяцев) без жилья и без средств. Начались голод и нищета, кроме картошки есть было нечего. Мы не знали, что такое мясо, колбаса, сладости, хлеб на столе появлялся редко. Все «богатство» состояло из сруба, покрытого соломой, русской печки и троих голодных детей.

Днем и ночью женщины,  вместе с детьми,  работали на колхозных полях: пахали плугом, боронили, сеяли, потом убирали вручную серпом рожь, пшеницу, овес, горох. Сено косили косой. Ни один клочок земли не пустовал на колхозных полях (колхоз им. А.В. Суворова). Не было ни машин, ни тракторов, все делали вручную.

Каждый день женщины вместе со старшими детьми уходили на полевые работы, а с малышами оставалась по очереди дежурная мама, которая варила супы и каши.

Чтобы помочь маме, я с детства начала работать в колхозе наравне со взрослыми сельчанами. С 6-и лет охраняла большое гороховое поле от грачей. Со сверстниками мы сажали в огороде огурцы, морковь, капусту. Целое лето ухаживали за овощами, поливали и пропалывали сорняки. Затем, собранный урожай продавали колхозу. В 9 лет с братьями и сестрами пасла днем и ночью колхозных лошадей. Каждый год работала на уборке картофеля. Всегда брали три нормы: выкопаешь 10 мешков картошки – один мешок твой. А в 14 лет -  все лето на дубовом шелкопряде.  В конце августа мы тоннами сдавали государству коконы дубового шелкопряда. В 15 лет, после 8 класса, мы, дети войны, пилили громадные  вековые дубы в диаметре до одного метра для школы и колхозного кирпичного завода. У нас не было детства, его отняла война.

В годы войны в нашей деревне не было радио, новости узнавали через газеты. Не было электричества, у всех по вечерам горели керосиновые лампы. Окна на ночь закрывали одеялами, т.к. над нашей деревней несколько раз пролетали фашистские самолеты. На реке Штранга день и ночь работала водяная мельница, полученную муку мешками отправляли на фронт. Работали за трудодни, почти бесплатно. Осенью, после уборки урожая, расплачивались с нами зерном, горохом, картошкой.

Много горя принесла война. Она отняла у нас отца, не вернулись с фронта и дяди. Я очень благодарна маме, которую не сломило военное лихолетье. Она всех нас подняла на ноги.

Вечная память и слава участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла! Честь и слава детям войны!

«Дети войны, вы детства не знали,

Ужас тех лет от бомбежек в глазах,

В страхе вы жили, не все выживали,

Горечь – полынь и сейчас на губах»

 

Из воспоминаний Галины Семеновны Сорокиной, ветерана педагогического труда города Чебоксары

 Михеева Н.В.,

внештатный корреспондент

Чебоксарской городской организации Профсоюза образования.

arrow_upward