Изменения в законодательстве по проведению специальной оценки условий труда
17.02.2020
С 01.01.2020 г. изменились правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), новые обязанности появились у всех ее участников: организаций, проводящих оценку, работодателей и даже у трудовых инспекторов.
Действующими нормами закона предусмотрено, что СОУТ должна проводиться работодателем не реже одного раза в пять лет с даты внесения организацией-оценщиком результатов в ФГИС СОУТ (Федеральную информационную систему учета результатов СОУТ).
Чтобы минимизировать риски нарушения социально-трудовых прав работников, законом установлено следующее:
сведения о планируемой СОУТ должны быть внесены организацией-оценщиком в информационную систему сразу после заключения договора с работодателем о её проведении (до начала ее проведения);
результаты проведения СОУТ могут применяться работодателем с момента внесения сведений о ней в государственную информационную систему.
Вместе с тем, от корректности проведенной оценки зависит предоставление работникам предусмотренных Трудовым кодексом гарантий и компенсаций (повышенный размер оплаты труда, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя), а также размер дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Напоминаем, что в отношении рабочих мест, на которых вредные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, а также условия труда, на которых по результатам оценки признаны оптимальными (класс 1или допустимыми (класс 2), работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н. Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о СОУТ. Декларация действительна в течение пяти лет со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ в информационную систему учета.
Настоящая правовая конструкция создает превентивный механизм защиты прав работников: мотивирует работодателя к завершению процедуры специальной оценки условий труда, позволяет обеспечить наполнение государственной информационной системы корректными данными о результатах СОУТ и повысит ответственность работодателя и оценочной организации за ее результаты.
Информационный материал «ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА (В ПОМОЩЬ ПРОФАКТИВУ)» подготовлен Союзом «Чувашское республиканское объединение организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф» совместно с Чувашской республиканской организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.